Оспаривание наследства

Наследство передается правопреемникам с помощью завещания или, если таковое отсутствует, по закону. В обоих случаях у граждан есть возможность оспорить порядок распределения имущества покойного. Сделать это можно только, подав соответствующее заявление в суд.

Оспаривание наследства

Сроки оспаривания

Общий срок подачи искового требования равен 3-м годам. Период начинает исчисляться с момента фактической смерти наследодателя. Но существуют исключения, при которых срок оспаривания продлевается. Например, если претендент не мог раньше узнать о смерти наследодателя или подать иск в силу независящих от него обстоятельств. Уважительной причиной пропуска периода считается серьезное длительное лечение, реабилитация или преднамеренное сокрытие от лица факта смерти. Подать иск об оспаривании также можно, если появились факты, свидетельствующие о подделке завещания.

Но и в таких ситуациях предусмотрены сроки. Гражданин должен подать заявление в суд не позднее 6 месяцев со дня, когда препятствующие обстоятельства пропали или после того, как вскрылись факты, влияющие на распределение наследуемого имущества.

Оспаривание наследства по закону

Если наследодатель не составил завещание, тогда круг претендентов определяется согласно закону. Выделяют 8 очередей наследования. При передаче имущества покойного важна последовательность, т.е. нельзя часть имущества отдать наследнику второй очереди, когда есть хотя бы один претендент из первой, за исключением случаев, когда наследник своей очереди не принял наследство.

Для защиты своих интересов гражданину необходимо составить исковое заявление. Лучше подкрепить изложенные в тексте факты документально. Это значительно увеличит вероятность положительного исхода. Стоит отметить, что наследство по закону учитывает, в первую очередь, родственные связи, а их оспорить будет достаточно проблематично. Сложность состоит и в том, что при наследовании по завещанию истец может ссылаться на недееспособность покойного. Но если оспаривается передача прав на имущество по закону, то этого сделать нельзя.

В нормативных актах не содержится четкого перечня причин, на основании которых можно обратиться в суд. Но часто поводом для составления соответствующего иска является следующее

В любой ситуации необходимо обращаться за помощью к опытному адвокату по наследственным делам. Самостоятельно отстаивать свои права в суде категорически не рекомендуется.

Оспаривание наследства по завещанию

Если покойный составил завещание, заверенное нотариусом, тогда документ имеет больше юридической силы, чем установленный законом порядок распределения собственности умершего. Оспорить завещание имеет право гражданин, чьи права были ущемлены. Часто заявление в суд подают самые близкие родственники усопшего: жена, сын, отец. По причине того, что их лишили возможность наследовать имущество. Подать иск об оспаривании вправе и правопреемники второй очереди, когда отсутствуют претенденты из первой.

Оспорить документ может лицо, подтвердившее факт родства с наследодателем после его кончины. Например, результаты ДНК-теста пришли только после смерти завещателя.

При составлении искового заявление гражданам нужно подтвердить факт наличия близкого родства и возможность получения имущества усопшего (свидетельство о рождении или о регистрации брака).

Поэтому на нее распространяются общие правила признания договоров, заключенных на территории РФ, недействительными:

• завещатель недееспособен, например, имеет серьезное психическое заболевание;
  • наследодателя ввели в заблуждение, он считал, что расписывается в договоре аренды помещение, поэтому гражданин не мог осознавать правовые последствия подписания документа;
  • применение давление на лица, шантажа, различных угроз или возможно насильственных действий (избиения);
  • документ подписывался лицом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, поэтому завещатель не отдавал отчет своим действиям;
  • сделка противоречила закону, т.к. лицо распорядилось имуществом, которое ему не принадлежало или в завещание не включили обязательных наследников;
  • подпись лица оказалась поддельной.

Но на практике оспорить завещание будет крайне тяжело. Потому что документ заверяется нотариусом, который должен проверить дееспособность лица и объяснить ему последствия подписания сделки.

Оспаривание отказа от наследства

Отказ – односторонняя сделка, последствия которой является неполучение имущества наследодателя. Оспорить ее вправе лично гражданин, подписавший данный документ или потенциальные его правопреемники. Последний вправе это сделать только после смерти несостоявшегося получателя имущества, если не прошёл отведенный законом срок для принятия наследства (6 месяцев).

Оспорить отказ можно только, если признать сделку недействительной. Сделать это можно по общий основаниям, предусмотренным пар. 2 главы 9 ГК РФ:

• лицо было введено в заблуждение;
  • состояние гражданина (наркотическое или алкогольное опьянение) не позволяло здраво оценить и ситуацию и осознать последствия;
  • недееспособность получателя наследства;
  • гражданин находился под давлением как физическим (побои), так и моральным (шантаж);
  • отказ в пользу лица, которое является недостойным наследником.

При наличии одной из вышеперечисленных причин, заинтересованный гражданин вправе составить иск в суд о признании отказа от наследства недействительным.