Москва
ул. Острякова, д. 3, оф. 317
WhatsApp/Telegram
Бесплатный звонок
Чужое брать запрещено, а если все-таки взяли, то следует вернуть. В главе 60 Гражданского кодекса РФ это жизненное правило носит название неосновательное обогащение. В этой публикации расскажем, что это такое и что делать для возврата ошибочно перечисленного платежа на чужую банковскую карту либо расчетный счет.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса РФ, неосновательное обогащение возникает в случае, если лицо сберегло либо приобрело имущество без законных оснований, без официальной сделки или документа, либо за счет другого человека или компании.
Неосновательное обогащение является таковым даже если случилось не по вине лица, получившего выгоду. Например, при переводе с карты на карту произошла ошибка. В этом случае человек получивший деньги обязан их вернуть.
К другим случаям незаконного обогащения можно отнести:
Это лишь некоторые примеры. Любое обогащение является неосновательным если произошло за счет другого лица без законных на то оснований.
В делах, связанных с неосновательным обогащением, истец обязан доказать факт передачи ответчику имущества. Ответчик при этом обязан доказать, что сберег или приобрел имущество на законных основаниях либо в обстоятельствах при которых неосновательное обогащение возврату не подлежит. Например, имущество было передано в дар, и его передача ответчику не предполагала возврата обратно истцу.
Согласно статье 1109 Гражданского кодекса РФ неосновательное обогащение возврату не подлежит в следующих случаях:
Юридические лица постоянно перечисляют денежные средства. В организации этим занимаются работники (например бухгалтер, директор или банковский кассир), а людям свойственно ошибаться. Ошибочно перечисленный платеж можно вернуть. В случае с компаниями, все будет зависеть от того, когда обнаружена ошибка и кто ее заметил.
В этом случае работники банка обязаны уведомить плательщика, что перечислить средства по данному платежу невозможно. При заполнении расчетных документов банк указывает данные получателя:
Если данные, указанные в банковском идентификационном коде, не соответствуют то платеж будет заблокирован. Часто этим занимаются специальные программы, и блокировка происходит автоматически.
Такое встречается крайне редко. Для зачисления средств банку обычно достаточно номера счета получателя если иные реквизиты не предусмотрены договором. Но такое бывает и в этом случае банк получатель возвращает средства банку отправителю, а тот должен их вернуть на счет организации.
В этом случае банк отправитель не имеет право списывать средства со счетов получателя или подобный пункт не прописан в договоре между юридическими лицами. В этом случае компания имеет право предъявить требования к банку поскольку тот нарушил правило совершения банковских операций, а именно не произвел должную проверку реквизитов.
У организации возникли убытки, и она вправе требовать у банка возмещения, а также выплату процентов за неправомерное списание средств.
Если работник организации заметил ошибку следует сразу звонить в банк, пока платеж не завершен. Если банк отказывается вернуть средства по причине зачисления на счет следует:
Если контрагент без уважительной причины отказывается вернуть денежные средства это является поводом для подачи искового заявления в суд.
В зависимости от банка и типа платежа, на перевод денег может потребоваться от нескольких минут до пары часов. Если при переводе или оплате с карты через мобильный банк ошибка вовремя была замечена, то можно сразу отменить платеж. Сделать это можно в разделе «на исполнение».
Если это не помогло следует обратиться в банк, обслуживающий счет карты. Для отмены ошибочного платежа потребуется подать заявление. В нем следует указать:
Если нет возможности сразу поехать в банк, то следует написать в онлайн-чат службы технической поддержки или связаться с оператором горячей линии. Номер указан на обратной стороне карты.
Это поможет в случаях, когда деньги не успели поступить на счет или ошибка произошла по вине банка (например списание произошло два раза). Если операция была полностью завершена, то банк не сможет снять деньги с чужого счета, в особенности если перевод происходил не в рамках одной платежной системы.
Повезло если деньги были переведены на чужой номер телефона. Тогда можно связать с человеком и убедить его вернуть. Если ошибка произошла при переводе с карты на карту, то все гораздо хуже. Банки не имеют право разглашать персональные данные своих клиентов.
В этом случае следует составлять исковое заявление в суд. При этом в качестве ответчика нужно указать банк, потом в суде запросить данные получателя платежа, получить информацию о надлежащем ответчике и предъявить ему требование. Для человека, на имя которого поступили средства данный перевод является неосновательным обогащением. Он в любом случае обязан вернуть деньги назад.
Возврат ошибочно перечисленного платежа — это законное право любого гражданина или организации. Если сумма большая, вернуть будет достаточно трудно. Поможет помощь опытного специалиста. Опытный адвокат поможет доказать факт неосновательного обогащения и получить процент за незаконное удержание средств.
© 2024, Адвокатский кабинет 3176 «Контора адвоката Воробьева А.С.», зарегистрированный в Адвокатской палате Московской области