Москва
ул. Острякова, д. 3, оф. 317
WhatsApp/Telegram
Бесплатный звонок
Часто при посещении ресторанов, кафе, других общественных мест посетители задумываются о сохранности оставленных личных вещей, например, верхней одежды. Кто несет ответственность за их хранение в общественных местах – администрация заведения или посетитель? Давайте выясним.
Когда Вы посещаете какое-либо заведение, между Вами и организацией возникают определенные правоотношения. Эти правоотношения регулируются законодательством в области защиты прав потребителей, в частности, Законом № 2300-1.
Организация может устанавливать свои правила, но они не должны противоречить законам РФ. Например, администрация заведения общепита (ресторана, кафе) имеет право попросить посетителей снять верхнюю одежду и оставить ее в месте, отведенном для этого. При этом администрация обязана принять все меры, чтобы обеспечить сохранность вещей.
Даже если у заведения нет официального гардероба, но предусмотрены отдельные места, где посетители могут оставить свои вещи, администрация все равно обязана принять меры, чтобы обеспечить их сохранность. Это правило закреплено в ст. 891 и ст. 924 ГК РФ.
Само по себе наличие таких мест в заведении – это предложение посетителю (оферта) воспользоваться услугой безвозмездного хранения имущества. Когда заведение оборудует такие места, оно тем самым предлагает Вам оставить вещи на хранение на время, пока Вы пользуетесь их основными услугами (например, обедаете в кафе). А Вы, оставляя свою куртку на вешалке в обеденном зале, тем самым это предложение принимаете.
С этого момента, согласно законодательству (пункт 3 статьи 438, пункт 2 статьи 924 ГК РФ), организация несет ответственность, если вещи, оставленные в отведенных для хранения местах, будут утеряны или испорчены.
Вопросы, связанные с хранением вещей именно в специально оборудованном гардеробе, в рамках данной статьи мы не рассматриваем.
Важно понимать, что ответственность организации не безгранична. Например, Вы ушли из заведения, но забыли или не забрали свои вещи. В данном случае администрация заведения будет отвечать за их утрату или повреждение только по грубой неосторожности или если с ее стороны есть умысел (ст. 901 ГК РФ).
Хранитель (т.е. заведение, которое взяло на себя ответственность за ваши вещи) отвечает за их утерю, недостачу или повреждение. Он освобождается от этой ответственности, если сможет доказать, что инцидент произошел:
То есть, если имела место одна из этих причин или Вы обнаружили пропажу уже после того, как ушли, доказать вину организации будет сложнее.
Порядок возмещения убытков, причиненных при безвозмездном хранении, установлен в ст. 902 ГК РФ. Убытки возмещаются следующим образом:
Если же Ваша вещь повреждена настолько, что стала непригодной для использования по своему прямому назначению, Вы имеете полное право отказаться ее забирать. В этом случае вы можете потребовать от организации возмещения полной стоимости этой вещи, а также компенсации любых других убытков, которые вы понесли из-за ее повреждения.
Это правило действует, если законом или условиями договора хранения не предусмотрено иное.
Если вещь утрачена или испорчена, Вам нужно:
ПРИМЕР: У Вас украли куртку в кафе. Вы зашли в кафе, повесили куртку на вешалку, поскольку правила заведения устанавливают запрет на пребывание в зале в верхней одежде. Когда Вы собрались уходить, то обнаружили, что куртки нет. В такой ситуации, согласно общему правилу, кафе несет ответственность за пропажу. Это связано с тем, что, предоставив место для хранения, заведение приняло на себя обязанность по обеспечению сохранности Вашего имущества. Вам следует сразу обратиться к администрации заведения, составить заявление о пропаже. В нем четко изложите свое требование о возмещении причиненного ущерба.
Если вещь была украдена из кафе, для получения компенсации Вам, возможно, придется доказать, что заведение не обеспечило надлежащий уровень безопасности для вашего имущества и, как следствие, не смогло предотвратить кражу.
Чтобы повысить свои шансы на успешное возмещение ущерба при краже, выполните следующие шаги:
Также стоит изучить условия страховки. Возможно, Ваш страховой полис покрывает кражу имущества вне дома, включая такие предметы, как верхняя одежда. Свяжитесь со страховой компанией, чтобы узнать о потенциальной возможности возмещения ущерба через страховку.
Что делать, если организация откажется удовлетворить Вашу претензию добровольно возместить ущерб или проигнорирует ее? В этом случае заявление о случившемся будет важным доказательством того, что Вы пытались урегулировать конфликт без обращения в суд, а администрация заведения уклонилось от такой возможности.
Если организация отказывается, Вы имеете право обратиться в суд. Чтобы успешно подать гражданский иск о возмещении убытков против заведения, понадобятся документы из полиции. Даже если это будет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, это уже будет достаточным основанием для обращения в суд.
Важно отметить, что в случае удовлетворения судом Ваших требований, не выполненных организацией добровольно, с нее может быть взыскан штраф в размере 50% от присужденной Вам суммы (Закон № 2300-1, п. 6 ст. 13).
Вопрос ответственности организации за сохранность Ваших вещей в отведенных для этого местах – важный аспект защиты Ваших потребительских прав. Знание своих прав и грамотные действия в случае инцидента помогут в возмещении ущерба. Для эффективной защиты своих прав и получения квалифицированной юридической помощи в подобных ситуациях обратитесь к опытному юристу.
Больше полезных материалов и понятных инструкций ищите в нашем Телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы знать всё о защите своих прав.