Москва
ул. Острякова, д. 3, оф. 317
WhatsApp/Telegram
Бесплатный звонок
Финансовый уполномоченный (омбудсмен) – это должностное лицо, ответственное за защиту прав и законных интересов граждан в сфере финансовых услуг. Он рассматривает жалобы потребителей на действия финансовых учреждений, а также защищает права клиентов банков, страховых компаний и инвестиционных фондов.
Обращение к финансовому уполномоченному может производиться в письменной или электронной форме и оформляться в соответствии с требованиями федерального законодательства, в частности ФЗ №123.
По ряду споров, в том числе касающихся финансовых услуг, закон требует обязательного применения досудебного порядка их урегулирования. Если его не соблюсти, обращаться в суд бессмысленно – иск не будет рассмотрен.
В соответствии со ст.28 ФЗ №123, к организациям, оказывающим финансовые услуги и подпадающим под это требование, относятся:
Все вышеперечисленные организации законом обязаны взаимодействовать с омбудсменом. Они внесены в специальный реестр, который ведет Банк России.
Однако существует еще и перечень компаний, которые сотрудничают с уполномоченным на добровольной основе. Он также размещен на сайте Банка России, где каждый потребитель может проверить, входит ли в него компания, в отношении которой он хочет подать жалобу и применить досудебный порядок. Все эти сведения также можно найти, если зайти на сайт финансового уполномоченного.
Итак, в обязательном порядке обратиться к финансовому омбудсмену до суда придется при следующих условиях:
Также есть ряд вопросов, которые не входят в компетенцию омбудсмена. Они касаются возмещения морального ущерба и упущенной выгоды (ст.19 ФЗ №123) – с такими требованиями можно обращаться напрямую в суд.
К этой же группе относятся следующие вопросы, которые финансовые уполномоченный не рассматривает:
Также омбудсмен вправе отказать заявителю, если в жалобе содержатся оскорбления и угрозы или же текст документа не поддается прочтению.
Срок давности по рассматриваемым вопросам составляет, аналогично сроку исковой давности, три года. Если этот срок был пропущен по уважительным причинам, то по просьбе заявителя финансовый уполномоченный может его восстановить.
Правом обращения к финансовому уполномоченному обладает физическое лицо – потребитель финансовой услуги, являющийся непосредственной стороной договора либо лицом, в пользу которого заключен договор. Таким правом обладают также лица, которым финансовая услуга оказывается в непредпринимательских целях.
До того, как обратиться непосредственной к финансовому омбудсмену, потребитель сначала должен направить будущему ответчику (финансовой организации) заявление с требованиями исполнить указанные в договоре обязательства. После чего необходимо направить второе заявление с сообщением о факте нарушения потребительских прав (ст. 16 ФЗ №123). Сделать это можно письменно (с уведомлением о факте вручения) или в электронном виде (если имеется подобная возможность).
Организация рассматривает переданные потребителем документы и готовит ответ в срок от 15 до 30 дней. В ответе компания принимает требования клиента или отказывает в их выполнении, указывая на правомерные основания для отказа. Ответ высылается на почтовый адрес заявителя или отправляется к нему посредством электронной почты.
Обратиться к уполномоченному можно как письменно, так и посредством электронной почты. Заявление финансовому уполномоченному должно содержать следующую информацию:
К заявлению также нужно приложить копию досудебной претензии, уведомление о ее вручении, ответ компании, копию договора, а также копию доверенности, если в деле участвует не сам потребитель, а его представитель.
Заявление можно отправить омбудсмену письменно, через МФЦ (если у отделения имеется соответствующий договор), из личного кабинета на Госуслугах.
В течение трех дней жалоба финансовому уполномоченному либо принимается к производству, либо потребителю отказывают в принятии ее к производству. В случае отказа должны быть приведены правомерные основания. Также омбудсмен в течение двух дней путем направления копии заявления извещает финансовую организацию о том, что жалоба их клиента принята к рассмотрению.
Рассмотрение обращения обычно носит заочный характер, но по ходатайству сторон либо по собственной инициативе финансовый уполномоченный может принять решение о проведении очного рассмотрения либо об использовании системы видео-конференц-связи. В ходе рассмотрения финансовый омбудсмен может запросить дополнительные документы. Решение принимается в течение 15 дней (п.8 ст. 20 ФЗ №123). До этого момента омбудсмен может отправить финансовой организации предложение об условиях урегулирования спора. Если стороны принимают эти условия, необходимость в принятии решения отпадает.
Результатом рассмотрения заявления является решение об удовлетворении требований потребителя или об отказе в них. Ответ финансового уполномоченного передается заявителю в течение одного рабочего дня после принятия решения. В силу оно вступает уже через 10 дней.
В постановлении финансового омбудсмена помимо итогового решения указывается и срок, в течение которого компания должна выполнить свои обязательства. В случае игнорирования решения со стороны финансовой организации потребитель получает исполнительный документ.
Если потребителя не устраивает решение финансового уполномоченного, вступившего в законную силу, он вправе в течение 30 календарных дней обратиться в суд с исковым заявлением к финансовой организации по тому же предмету, который содержался в обращении. В иске необходимо указать ответчика – финансовую организацию, а также всю информацию, касающуюся возникновения финансовых требований. Копия иска направляется омбудсмену.
Обратиться в суд потребитель может и при получении отказа от омбудсмена, если он не согласен с указанными в ответе финансового уполномоченного основаниями или считает, что сроки рассмотрения сильно затянуты.
С точки зрения суда, обращение к омбудсмену является частью досудебного урегулирования спора, поэтому если на момент подачи иска заявление, ранее поданное уполномоченному, еще не рассмотрено (сроки еще не прошли), досудебный порядок считается несоблюденным.
Итак, нужно ли обращаться к финансовому уполномоченному? Да. И дело не только в законодательно предусмотренном порядке. Потребитель сможет сэкономить свое время, нервы, деньги, а также найти прийти к выгодному для себя компромиссу, если «посредником» выступит омбудсмен.
Больше интересных и полезных материалов, инструкций и пошаговых алгоритмов — в нашем Телеграм-канале. Подписывайтесь и знайте всё о защите своих прав.