Москва
ул. Острякова, д. 3, оф. 317
WhatsApp/Telegram
Бесплатный звонок
Вы столкнулись с бракованным товаром, хотите вернуть его или поменять? Заметили дефекты на купленной вещи только после оплаты? В соответствии с законом № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 Вы имеете право предъявить требования по недостаткам товара.
В рамках действующего законодательства необходимо соблюсти срок возврата товара ненадлежащего качества, который зависит от ряда факторов: типа изделия, наличия гарантийного срока, существенности выявленных недостатков. Значение имеет и предмет требования.
Начинать заниматься возвратом или обменом бракованного товара нужно начинать как можно скорее, в идеале сразу после выявления дефектов. Подробнее о срока предъявления требований продавцу читайте в этой статье.
При обнаружении дефектов, неисправностей, поломок товара Вы вправе:
Требования Вы можете предъявить продавцу, а также организации, уполномоченной на реализацию продукции.
Сроки годности устанавливаются на большинство потребительских товаров: продукты питания, косметические средства, бытовую химию, медикаменты. После его окончания продукт считается непригодным для использования и должен быть утилизирован. Срок службы обозначают для электроники, бытовой техники, детских товаров, спортивных аксессуаров, рабочих инструментов, садовых принадлежностей и десятков других категорий товаров народного потребления. В течение этого срока изготовитель должен обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению. А гарантийный срок – это период повышенных обязательств производителя, когда он обязуется отвечать за недостатки, ремонтировать товар и осуществлять его замену.
При обращении с требованиями к продавцу важно учитывать, что течение гарантийного срока, срока службы и срока годности начинается по-разному. Последний исчисляется с момента производства товара, то есть не зависит от того, был ли предмет в эксплуатации (п. 2 ст. 19 ФЗ N 2300-1). После его истечения продукция снимается с реализации, продавать ее нельзя. Гарантийный срок и срок службы исчисляется со дня передачи товара потребителю. Отдельный случай – сезонные товары: для них течение сроков начинается со дня наступления соответствующего сезона. Поэтому, например, если Вы купите летом зимнюю обувь, гарантийный срок и срок службы для нее начнутся не сразу. То же самое касается товаров, которые нельзя начать использовать сразу же после получения потребителем, пока продавцом не будет осуществлена специальная сборка, установка и подключение. Например, если вы покупаете климатическую систему с установкой от продавца, то гарантийный срок и срок службы начнутся не в момент ее передачи Вам в руки, а в день, когда представитель продавца произведет ее установку.
Допустимые сроки возврата товаров зависят от типа изделия, а также причин, по которой покупатель намерен вернуть товар продавцу. Эти вопросы подробно урегулированы в рамках закона «О защите прав потребителей». Сроки, в рамках которых можно оформить возврат, произвести ремонт или замену, следующие:
Важно: К категории технически сложных относятся потребительские товары, рассчитанные на длительное использование, для которых характерно сложное устройство. Их функционирование проходит на высокотехнологичном уровне, с условием использования различных энергоресурсов. Уточнить перечень технически сложных товаров можно в постановлении Правительства РФ от 10.11.2011 №924
Для ряда товаров не предусмотрены ограничения по срокам годности и гарантии. К ним относятся некоторые виды детских товаров (игрушки, мебель и др.), предметы одежды, обувь, хозяйственные и садовые принадлежности и др. Но это не лишает потребителя возможности предъявлять продавцу требования, связанные с недостатками такой продукции.
Максимальный период для предъявления претензий составляет 2 года, если иное не указано в договоре купли-продажи (п. 1 ст. 19 ФЗ N 2300-1). Для товаров, которые не предусматривают фиксированного срока службы, период рассмотрения требований по существенным недостаткам составляет 10 лет с момента передачи изделия потребителю. В Ваших интересах предъявить доказательства того, что дефекты товара возникли до того как он поступил в эксплуатацию. В противном случае в замене товара, возврате денежных средств может быть отказано (п. 6 ст. 19 Закона N 2300-1).
Перед обращением к продавцу или изготовителю важно уточнить, является ли недостаток существенным: как мы уже разбирались выше, серьезности дефекта зависят сроки предъявления претензий. Существенным считают дефект, который невозможно устранить, либо когда его устранение требует материальных затрат, сопоставимых со стоимостью нового товара.
Если дефект повторно проявляется после устранения, выявляются новые недостатки, их также признают существенными.
После того, как Вы обратитесь к продавцу, изготовителю или уполномоченному лицу с требованиями по поводу некачественного товара, ждать встречных действий нужно в следующие временные промежутки:
— на ремонт отведено не более 45 дней с момента предъявления требования;
— на замену дается не более недели;
— если требуется дополнительная проверка качества товара, то обменять товар должны в течение 20 дней;
— если у продавца нет в наличии нужной модели товара, то срок обмена увеличивается до 30 дней;
— на исполнение денежных требований (возврат денег, уменьшение цены, возмещение расходов) отведено 10 дней.
Итак, в рамках действующего законодательства у Вас есть возможность отстоять свои права при покупке некачественного, бракованного товара. Правила возврата предусмотрены для разных категорий изделий, в том числе товаров с ограниченным сроком годности, без такового, для технически сложных изделий.
Если продавец отказывается рассматривать претензию, нарушает сроки рассмотрения заявления, Вы вправе обратиться в Роспотребнадзор. Также у Вас есть возможность обратиться с исковым заявлением в суд. В этом случае эффективнее прибегнуть к помощи опытного юриста, который поможет не запутаться в тонкостях законодательства.
© 2025, Адвокатский кабинет 3176 «Контора адвоката Воробьева А.С.», зарегистрированный в Адвокатской палате Московской области