Москва
ул. Острякова, д. 3, оф. 317
WhatsApp/Telegram
Бесплатный звонок
Изготовитель (либо поставщик) должен предоставить потребителю всю необходимую информацию о реализуемой продукции, чтобы тот составил верное представление о ней и мог сделать осознанный выбор. Эти сведения принято размещать на упаковке товаров и посредством маркировки на этикетках.
Российское законодательство устанавливает общие правила к маркированию продуктов питания, поступающих в розничную торговлю, независимо от страны их производства. Маркировка на упаковке – это основной способ информирования потребителей о составе, свойствах и условиях использования пищевой продукции, с целью обеспечения безопасности граждан.
Сведения для потребителей размещают непосредственно на изделии. Это может быть текст, условные обозначения, графические обозначения. Информация может быть нанесена на упаковку, этикетку, бирку, пробку, бумажный вкладыш. Способ предоставления информации определяется спецификой конкретного вида пищевой продукции.
Шрифт и размер информации должны быть читаемыми. Текст должен контрастировать с фоном упаковки. Информация должна быть представлена на русском языке, а при желании производителя – и на других языках.
Эти требования регламентированы Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-I, Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ, ТР ТС 022/2011, ТР ТС 005/2011 и ТР ТС 021/2011.
Согласно нормам действующего законодательства, на упаковке продуктов питания указывается:
Дополнительно могут быть указаны рекомендации по приготовлению или употреблению в пищу продукта. В частности, порядок приготовления полуфабрикатов, необходимость разморозки и т.п.
Законодательством РФ предусматриваются особенности маркировки некоторых видов пищевой продукции.
Обязательные нормы и правила, регламентирующие маркировку молока и молочных продуктов, содержатся в ТР ТС 033/2013. Согласно части XII этого регламента на каждую единицу упаковки такой продукции дополнительно к общей информации наносят номер партии, различные предупредительные надписи. Также указывают способ термической обработки молока (к примеру, «сливки пастеризованные» или «молоко стерилизованное»).
Наименование продукции должно соответствовать отраслевым стандартам. К примеру, название «Сыр» может быть нанесено на этикетку продукта только, если он на 100 % произведен из молочного сырья. Если же при его изготовлении использовали сырье растительного происхождения, то на этикетке должна присутствовать надпись «Сырный продукт» или «Молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира», с расшифровкой состава и процентного соотношения ингредиентов.
Требования к маркировке таких продуктов регламентируются ТР ЕАЭС 051/2021.
В маркировке мясных продуктов из птицы следует отображать сведения, включая вид и возрастную группу пернатых (к примеру, «мясо индейки», «мясо индюшат»), метод обработки тушек целиком (к примеру, «потрошеные», «потрошеные с набором внутренностей и шеей»), сорт либо категорию, а также способ термообработки мяса («охлажденное», «замороженное»).
На этикетках мясных продуктов из птицы, предназначенных для детского рациона, следует указывать сведения, касающиеся ее употребления в пищу (например, «для грудных детей» или «для детей школьного возраста») либо конкретизировать возраст ребенка, с которого допустимо есть этот продукт (к примеру, «для детей старше 3 лет»).
Маркировка этой категории продукции в России регулируется ст. 12 Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.
На определенные виды алкогольной продукции, произведенные в РФ (кроме пива и напитков на его основе, сидра, пуаре, медовухи, а также продукции, идущей на экспорт) наносят федеральную акцизную марка.
На акцизной марке указываются: надпись «Алкогольная продукция», объем тары, концентрацию спирта, тип продукции (к примеру, «Вина ликерные», «Алкогольная продукция плодовая»), элементы защиты.
На этикетке (контрэтикетке или кольеретке) алкогольной продукции, производимой из винограда, обязательно указывается информация о сорте или сортах винограда, регионе происхождения, а также годе урожая, из которого он был собран. Кроме того, на этикетках алкогольных напитков, полученных с использованием винограда, но при этом содержащих этиловый спирт в объеме не более 22 %, обязательно должна быть размещена фраза «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ».
Указывать название «российское шампанское» на этикетке своего товара имеют право использовать винодельческие предприятия, производящие игристое вино на территории РФ, исключительно из винограда, выращенного в России, методом вторичного брожения полученного из него кюве. Это игристое вино должно поставляться в продажу в емкостях, которые являются потребительской тарой для розничной реализации.
За несоответствие маркировки установленным требованиям предусмотрена административная ответственность. Производитель может быть оштрафован, а продукция – изъята из оборота. В частности, изготовление, реализация, хранение, транспортировка продуктов питания без маркировки либо приобретение их в целях сбыта, согласно ст. 15.12 КоАП РФ, влечет за собой штраф с конфискацией товаров.
Изготовление, покупка, хранение, транспортировка в целях сбыта или реализация пищевой продукции с применением заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров, совершенные в крупном размере, согласно ст. 171.1 УК РФ, предусматривает уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы.
© 2025, Адвокатский кабинет 3176 «Контора адвоката Воробьева А.С.», зарегистрированный в Адвокатской палате Московской области