Москва
ул. Острякова, д. 3, оф. 317
WhatsApp/Telegram
Бесплатный звонок
Претензия – это документ, в котором перечисляются требования потребителя к продавцу или исполнителю услуг по причине выявления недостатков в продукции, услугах, работах, при ненадлежащем выполнении продавцом своих обязанностей. Законодательство о защите прав потребителей предусматривает претензионный порядок рассмотрения споров с продавцами. Это значит, что, перед обращением в суд, покупатель должен направить второй стороне претензию. Расскажем, как правильно оформить и передать этот документ.
Закон не устанавливает строгой формы этого документа, однако, чтобы он имел юридическую силу, нужно перечислить важную информацию:
Заполните шапку. Укажите точные данные продавца, в том числе ФИО, место нахождения, контакты (телефон, электронную почту). Добавьте свои данные, с актуальным номером телефона.
Следующий шаг – оформление текста документа. Перечислите следующее:
В конце укажите дату оформления претензии, поставьте свою подпись.
Отправить документ можно несколькими способами. Первый и самый надежный – вручить его второй стороне лично. Составьте обращение в двух экземплярах, один оставьте себе. Рекомендуется, чтобы на соответствующем экземпляре продавец проставил свою подпись о получении, с датой вручения.
Второй способ – отправка почтой. Для этого лучше использовать заказное письмо, проведя опись вложения. Так Вы будете знать, что документ будет передан адресату.
После подписания договора у сторон может возникнуть вопрос, можно ли направить такой документ в электронном формате. Судебная практика в такой ситуации противоречива. Суд может не принять такое доказательство, если истцы, подтверждая факт отправки письма, предоставляют скриншот, на котором указаны неустановленные адреса. При рассмотрении дела судья должен достоверно убедиться, что ответчик получал данное обращение. В судебной практике есть случаи с недобросовестными заявителями, которые направляли пустые письма или письма по адресу, не принадлежащему ответчику.
Чтобы суд принял такое доказательство, возможность отправки обращений по электронной почте лучше заранее предусмотреть в договоре. Напомним, что досудебная претензия в электронном формате будет юридически значимой при возможности достоверно определить:
Это значит, что стороны в таком электронном письме должны быть идентифицированы.
По статье 22 Закона о защите прав потребителей у стороны есть 10 дней, чтобы выполнить требования покупателя. Это правило распространяется на возврат денег. При обмене некачественной продукции могут быть другие сроки – от недели до месяца, в зависимости от конкретного случая. Срок начинает идти с момента официального предъявления требований.
По общему правилу, если Вы не получили ответ на свое обращение в течение 30 дней, можно начинать судебную процедуру урегулирования разногласий. Срок 30 дней действует, если иное правило не установлено законодательством.
Перечислим рекомендации, которых рекомендуется придерживаться при оформлении требований для продавца:
Таким образом, претензия – важный документ для досудебного решения потребительских споров. Вы можете правильно составить ее самостоятельно по образцу или воспользоваться помощью юриста. Грамотное оформление и отправка претензии увеличит вероятность разрешения ситуации в Вашу пользу.
© 2025, Адвокатский кабинет 3176 «Контора адвоката Воробьева А.С.», зарегистрированный в Адвокатской палате Московской области