Как определить порядок общения ребенка с бывшим супругом

Порядок общения ребенка с бывшим супругом

Нередко, после того, как расторгнут брак, отношения между бывшими мужем и женой настолько напряжены, что детям не получается наладить общение с родителем, который живет отдельно. В большинстве своем, дети после развода родителей остаются с матерью. Если у Вас произошла такая ситуация, то давайте выясним, как определить порядок общения ребенка с бывшим супругом?

Составляем соглашение

Если Вы сможете договориться с бывшим мужем  о его возможных встречах с ребенком полюбовно, то, как говорят нормы статьи 66 Семейного кодекса РФ, стоит заключить с ним соглашение о порядке выполнения им родительских прав. Оно составляется письменно, на нем ставятся подписи обоих родителей.  Документ не требует дополнительного нотариального заверения.

Не забывайте о том, что начиная с 10-ти летнего возраста, ребенок вправе выражать собственное мнение по вопросам, касающимся его интересов. Об этом прямо говорит  статья 57 Семейного кодекса России.

Нюансы соглашения

Вам с бывшим мужем следует обговорить и прийти к соглашению по всем пунктам документа. После того, как между вами все пункты будут оговорены, соглашение следует подписать в двух экземплярах. Документ хранится у каждого из родителей.

Составляя соглашение, Вам стоит учесть ряд особенностей:

• Содержание документа должно отвечать действующим нормам семейного законодательства;
  • Четно установить права, а также обязанности каждого родителя;
  • Первоначально обозначить всю процедуру общения бывшего мужа с детьми;
  • Если есть необходимость – установить возможность встреч детей с другими родственниками, например, бабушкой или дедушкой. Причем график устанавливается для родственников с обеих сторон;
  • Стоит определить для ребенка возможность выезжать за границу, необходимость проведения выходных и праздничных дней или каникул с отцом.

Определяем границы родительских прав через суд

Если отношения между Вами и бывшим супругом сложились неблагополучно и договориться не получается, то он, согласно нормам п. 1 ст. 3 Гражданского процессуального Кодекса РФ имеет право направить заявление, т.е. иск в суд для того, чтобы установить график и условия встреч с детьми.

По нормам статьи 78 СК РФ судья совместно с органами опеки определяет порядок осуществления родительских прав отца, проживающего отдельно. Исковое заявление истец направляет в судебные органы по месту жительства детей. Пп.1 п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 131 ГПК РФ,  предусмотрено личное представление иска установленной формы, либо, согласно части 2 ст. 7 Федерального закона № 440-ФЗ — в электронном формате, если позволяют технические возможности.

Требование к исковому заявлению

П. 2 ст. 131 ГПК РФ регламентирует основные требования, которыми необходимо руководствоваться, составляя исковое заявление самостоятельно или с привлечением юристов:

• Правильное определение подсудности дела;
  • Истец должен указать основные идентификационные данные о себе (ФИО, дата рождения, место регистрации или жительства, а также сведения о документах, удостоверяющих личность);
  • В иске отражаются данные ответчика и третьих лиц (при необходимости) по аналогии с предоставленными сведениями об истце;
  • Содержание иска должно отражать требования о времени общения с ребенком, со ссылками на законодательные нормы семейного и гражданского права;
  • К исковому заявлению прикладывается пакет документов, подтверждающий намерения и возможности, в том числе материальные, истца.

Исковое заявление подписывается истцом или его уполномоченным на это представителем и предоставляется в суд. Чтобы подать иск в электронном виде потребуется наличие квалифицированной ЭЦП.

Определение порядка проведения встреч

Согласно п. 2 ст. 66 СК РФ, а также пункт 6.1 ст. 152 ГПК РФ, по просьбе одной из сторон разбирательства суд может определить порядок осуществления родительских прав до момента вступления в силу окончательного решения суда. По итогам предварительного заседания, с учетом сведений, предоставленных органами опеки и попечительства, суд выносит соответствующее определение, которое прекращает свое действие при вступлении в законную силу решения суда.

Судебное слушание по вопросу определения общения одного из родителей с ребенком проводится после проведения органами опеки и попечительства осмотра условий жизни родителя или третьих лиц, претендующих на воспитание ребенка и составления соответствующего акта.

В основу принятия решения об общении с ребенком судом берутся следующие основные моменты:

• Здоровье ребенка;
  • Возраст ребенка, а также его привязанность к каждому из родителей;
  • Распорядок дня малыша;
  • Рабочее время родителей;
  • Условия для воспитания детей, созданные как матерью, так и отцом, а также другие факторы.

Помните о том, что суд обязательно будет учитывать мнение 10-ти летних и старше детей.

Невыполнение решения суда

Когда решение суда вступит в силу, и мать, и отец обязаны соблюдать определенные в нем правила общения и воспитания детей. Судья непременно предупредит о возможных последствиях несоблюдения его требований. Так, согласно, нормам пункта 3 статьи 66 СК РФ, неисполнение решения суда может повлечь передачу ребенка, в его интересах и с его согласия, родителю, который живет отдельно.

Если Вы создаете препятствия для встреч бывшего мужа с детьми, он вправе подать жалобу в службу судебных приставов. Тогда, в соответствии с п. 1 ст. 79 СК РФ ФССП примет меры, которые будут направлены на принудительное исполнение судебного решения. В частности, Вы можете быть привлечены к ответственности, предусмотренной КоАП РФ.

Задать бесплатно вопрос по теме статьи