Наследованные по закону

Наследование по закону

В главе 63 Гражданского Кодекса РФ установлен порядок принятия наследниками наследства, т.е. порядок перехода к ним имущественных прав, а также обязательств умершего (или наследодателя) по закону. Данная процедура предусмотрена тогда, когда наследодатель не оформил завещание и не составил наследственный договор.

Гражданское законодательства определяет процедуру передачи собственности наследодателя его наследникам по определенным нормами права очередям. Хочу отметить, что наследники в рамках одной очереди вправе рассчитывать на равные доли наследования имущественных прав по закону.

Порядок очереди в принятии наследства

Принятие имущества наследодателя в соответствии со ст.ст. 1142-1145, 1148 ГК РФ осуществляется в порядке очереди наследования имущества и долгов по закону. Последовательность в принятии наследства будет напрямую зависеть от степени Вашего родства с наследодателем. Порядок наследования имущественных прав по закону нагляднее будет определить в таблице:

№ по порядку

№ очереди

Перечень наследников

Статья ГК

1-ая

Родители, супруг, дети, а также могут быть внуки (обладающие правом представления)

2-ая

Сестры, братья, бабушки, дедушки,  в том числе могут быть племянники и племянницы (обладающие правом представления)

3-я

Тети, дяди и, возможно, двоюродные братья и сестры (обладающие правом представления)

4-ая

Прабабушки и прадедушки.

5-ая

Двоюродные внучки и внуки, а также двоюродные бабушки и дедушки

6-ая

Двоюродные правнучки и правнук, в той же степени — двоюродные племянницы и племянники, двоюродные тети и дяди

7-ая

Падчерицы и пасынки или мачеха и отчим

8-ая

Иждивенцы, признанные нетрудоспособными

Согласно нормам действующего законодательства наследниками 1-ой очереди также признаются:

• Удочеренные, либо усыновленные наследодателем дети;
  • Дети, которые родились вне брачного союза;
  • Дети, которые признаны судом в ходе процедуры подтверждения отцовства;
  • Дети, еще не появившиеся на свет.

Обозначенная выше схема наследования имущественных прав по закону содержит сведения об особой группе наследников 1-3 очередей — наследников, претендующих на вступление в наследство по праву представления. Это значит, что, если смерть наследодателя наступила одновременно с наследником — получить наследство согласно ст. 1146 ГК РФ могут потомки такого наследника. Такое право также распространяется на случай, если наследник умер раньше, чем наследодатель.

Недостойные наследники

Статьей 1117 ГК РФ определено такое понятие, как «недостойный наследник», т.е. это тот наследник, который не вправе рассчитывать на принятие наследства ввиду наличия одного из следующих обстоятельств:

• Умышленное совершение нарушающих законодательство действий против остальных наследников, либо самого наследодателя;
  • Попытка, пособничество в переходе доли наследства в большем размере, чем положено по закону;
  • Лишение родительских прав по решению суда;
  • Неисполнение или уклонение от обязанности по содержанию и обслуживанию наследодателя.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что недостойным может быть признан любой из наследников, независимо от родства и очередности, в том числе обязательный наследник, признанный таковым в соответствии со ст. 1149 ГК РФ.

Раздел наследуемого имущества по соглашению

Если, принимая наследство, Вас имеете возможность договориться с остальными наследниками о мирном разделении наследуемого имущества, то стоит обратиться в нотариальную контору. Право наследников на справедливое разделение между ними имущественной массы закреплено в статье 1165 ГК РФ. В целях сохранения и защиты прав и интересов каждого из наследников, нотариус поможет составить, а после заверит соглашение о разделе наследуемого имущества.

Процедура принятия наследства

Для получения положенного по закону наследства, Вам, согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ, требуется в течение полугода с момента открытия наследства обратиться к нотариусу. В нотариальной конторе следует оформить заявление о принятии наследства по закону. После открытия нотариального дела, Вам надо будет написать заявление с просьбой выдать свидетельство, подтверждающее право получить долю в наследстве. Не забудьте к заявлению приложить документы, по которым можно определить Ваше родство с наследодателем.  Порядок вступления в наследство в отношении различного рода имущества определена главой 65 ГК РФ.

Также Вам следует оплатить государственную пошлину в размере, определенном в пп. 22 п.1 ст. 333.24 Налогового кодекса РФ. Также Вам необходимо получить документ, подтверждающий проведение оценки наследуемого имущества от государственных органов оценки или независимого эксперта.

После всех пройденных процедур Вы на руки получаете свидетельство, гарантирующее право наследования имущественных прав по закону.

Возможность отказа от наследства

Каждый из нас имеет полное право отказаться от положенного по закону наследства. Процедура отказа достаточна проста, а ее условия регламентированы статьями 1157-1159 ГК РФ. Если Вы решили отказаться от наследства, то необходимо составить письменное заявление о таком отказе и заверить его нотариально. Ваша доля имущественных прав будет передана лицу, указанному в таком заявлении. Изначально положенная Вам доля может быть распределена равными частями между оставшимися наследниками. Это возможно в том случае, если Вы в письменном отказе не указываете, кому передаете свое право на получение наследства.

Запомните, что в течение 6 месяцев с момента открытия наследства Вы вправе изъявить свое желание и отказаться от наследования собственности умершего. Согласно п.3 ст. 1157 ГК РФ такой отказ нельзя аннулировать.

Выморочное имущество

Бывает так, что наследников умершего не находится или наследники оформили письменный отказ в принятии наследства. Нормами гражданского законодательства в таком случае предусмотрена передача имущественных прав умершего в собственность муниципалитетов городов и иных населенных пунктов. Законодатель в п.1 ст.1151 ГК РФ такое имущество называет выморочным. Пунктом 2 ст. 1151 ГК РФобозначен перечь имущества, переходящего в муниципальную государственную собственность при отсутствии прямых наследников:

• Жилые помещения, в частности, квартиры, доли в них, дома и пр.;
  • Земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости;
  • Доли имущества, которые находятся в общей долевой собственности.

Остальное выморочное имущество согласно п. 2 ст. 1151 ГК РФ принадлежит на праве собственности государству.

Установленный гражданским законодательством порядок очередности наследования по закону позволит Вам в большинстве случаев избежать споров  и судебных тяжб с другими  наследниками.

Задать бесплатно вопрос по теме статьи