Наследование по завещанию

С помощью завещания наследодатель по собственному усмотрению может оформить передачу права на свое имущество наследникам. В данном документе завещатель заранее определяет круг лиц, претендующих на получение наследства. Такое волеизъявление является односторонней сделкой и не требует воли других лиц. Подробнее о всех нюансах завещания читайте далее в статье.

Наследование по завещанию

Понятие, признаки и свойства завещания

С помощью завещания граждане наиболее точным образом выражают свою волю касаемо принадлежащего им имущества. Про односторонность наследования по завещанию уже было сказано. По своей юридической природе завещание также можно назвать сделкой, совершаемой в закрытой форме, не требующей согласия иных лиц, кроме наследодателя. В нем содержатся требования и распоряжения единственного лица. То есть, ели в завещании будет заключено волеизъявление сразу несколько лиц, то оно будет признано недействительным. В случае оказания психологического или физического принуждения или насилия в отношении завещателя, завещание также можно оспорить.

Равно как и любая сделка, завещание подразумевает наступление определенных последствий. К признакам завещания относятся следующие критерии:

• Имущественный характер. В результате к наследникам переходят имущественные права и обязанности;
  • Распоряжение имуществом умершего гражданина;
  • Односторонность сделки (посторонние лица не вправе вмешиваться в нее);
  • Единоличность действий лица, являющегося собственником имущества;
  • Определенные права и обязанности, указанные в завещании, передаются лишь после открытия наследства, иными словами после смерти завещателя. До этого момента наследодатель вправе изменить свою волю, исключить конкретных наследников или включить новых.

Отсутствие любого из вышеперечисленных признаков влечет недействительность завещания.

Принципы завещания

Согласно нормам правового регулирования наследования по завещанию данная процедура – единственно возможный вариант, с помощью которого лицо может распорядиться собственным имуществом при уходе из жизни.

Чтобы сделка отвечала требованиям законности и правомерности, она должна соответствовать главным принципам, первый из которых – свобода завещания. По воле наследодателя имущество может перейти к абсолютно любым лицам. Также он вправе определить размер долей, распределить права и обязанности, исключить из завещания любых наследников.

Второй принцип касается завещаемого имущества. Оно может быть выражено в любом виде, а также передать по наследству можно приобретенное и планируемое к приобретению имущество.

Тайна завещания

Об этом принципе стоит поговорить отдельно.

До открытия завещания, его содержание конфиденциально. Наследодатель имеет право не сообщать никому о существовании данного документа. Помимо нотариуса, гражданским законодательством установлен перечень лиц, которые должны соблюдать тайну завещания до того, как оно будет открыто, изменено или отменено, в частности, к этому списку отнесены:

• Свидетели;
  • Сотрудники нотариальной конторы;
  • Переводчики;
  • Рукоприкладчики;
  • Дешеприказчики;
  • Лица, заменяющие нотариуса, которые уполномочены на заверение документов.

Еще при жизни наследодатель получает дубликат своего завещания, на который аналогичным образом распространяется тайна завещания. При составлении данной сделки, нотариус в обязательном порядке уведомляет присутствующих об обязательствах по неразглашению завещания и ответственности в случае нарушения.

Какие сведения защищаются данным принципом:

• Содержание завещания;
  • Факт составления данного документа;
  • Изменение его состава, условий и полная отмена.

В случае не соблюдения тайны завещания наследодатель имеет право на возмещение компенсации за моральный вред, а также может иными способами защитить свои права в рамках действующего законодательства. При нарушении данного принципа, нотариус привлекается к ответу в первую очередь. По решению суда наследодатель может взыскать с него моральный и материальный ущерб. За помощью в этих вопросах рекомендуется обращаться к опытному адвокату по наследственным делам

Форма и вид завещания

В зависимости от формы и вида документа, предусматривается различный порядок исполнения волеизъявления завещателя, а также имеются свои отличительные нюансы:

• Нотариальная форма.  Самая стандартная и распространенная форма. Документ составляется самим завещателем или нотариусом, который впоследствии заверяет завещание и выдает дубликат документа наследодателю;
  • Закрытое завещание. Составляется в письменном виде нотариусом, запаковывается завещателем в конверт и вскрывается после открытия наследства;
  • Завещательное распоряжение. Данный документ устанавливает передачу прав на денежные вклады, открытые в банковских организациях. Заверение осуществляет уполномоченный сотрудник банка.

При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 1129 ГК РФ завещание может быть составлено в простой письменной форме. При написании присутствуют дееспособные незаинтересованные граждане, выступающие в качестве свидетелей, которые закрепляют документ своими подписями.

Какое имущество можно завещать?

Завещатель вправе включить в завещание любое имущество – недвижимое и движимое. Кроме того в наследство можно передать не все имеющееся имущества, а только его определенную часть. Если завещание касается только части имущества, то остальное подлежит распределению между законными наследниками в порядке очередности. Передать в наследство можно и то имущество, приобретение которого планируется в будущем. К примеру, зная, что завещатель планирует покупку квартиры, приобретенное право можно включить в завещание.

Исполнение завещания

Эта процедура включается в себя совершение определенного рода действий: тех, что непосредственно указаны в завещании и необходимых для его реализации. Иными словами, цель таких действий – ускорить процедуру получения наследства правопреемниками.

Данная процедура – целый комплекс мероприятий от охраны имущества и его истребования у третьих лиц до включения в наследственную массу. По итогу заключительным этапом считается передача наследства определенным завещанием лицам.

Обязанности по исполнению завещания ложатся исключительно на дееспособных граждан. Таких исполнителей может быть несколько, тогда распределение функций между ними будет происходить на основании завещания либо по собственному усмотрению. Согласие на возложение таких обязательств подкрепляется подписью исполнителя, проставленной на завещании. Завещатель вправе изменить исполнителя в любой момент. Такие изменения могут быть внесены в завещание в неограниченном количестве.

Отмена завещания

Наследодатель вправе отменить составленное ранее завещание в любое время по личному желанию. Завещатель вправе не объяснять обстоятельства, которые побудили его к принятию такого решения. Порядок составления и удостоверения заявления об отмене завещания аналогичный, что и в случае с самим завещанием. Заявление составляется в письменной форме и заверяется нотариусом.

Отменить завещание можно двумя способами:

• Составить новое завещание, которое отменит предыдущее;
  • Оформить специальное распоряжение об отмене завещания.

Оба этих способа должны отвечать общим правилам заключения односторонней сделки.