Москва
ул. Острякова, д. 3, оф. 317
WhatsApp/Telegram
Бесплатный звонок
Законодательство предоставляет потребителям широкий ряд прав и инструментов для защиты своих интересов. При возникновении разногласий с продавцом или поставщиком услуг многие граждане интересуются, какой закон о правах потребителя действует в России. На сегодня эта сфера регулируется ГК РФ и Федеральным законом №2300-1.
Итак, какие права имеет потребитель? Прежде всего, у потребителя есть право на покупку продукции, услуг и работ надлежащего качества, на безопасность приобретаемых благ, на получение актуальной информации о продукции и производителе, на возмещение убытков.
В преамбуле Закона РФ №2300-1 указано, что потребителями выступают граждане, у которых есть намерение купить, заказать продукцию, услуги или работы в личных нуждах, то есть без ведения предпринимательской деятельности. То есть у потребителей есть ряд характерных признаков, а именно:
Перечислим основные права потребителя, которые он может реализовать в ходе покупки товаров или заказа определенных работ и услуг.
Это значит, что гражданин может извлекать из предмета заявленные потребительские характеристики. Любая продукция или услуги должны соответствовать тем свойствам, о которых заявляет контрагент. Если предмет покупки не имеет конкретного описания, он должен быть пригоден для задач, для которых он обычно предназначен (статья 4 Закона о защите прав потребителей). В противном случае у потребителя возникнет права требовать от продавца или исполнителя:
Приобретаемые потребителем товары, работы, услуги должны быть безопасны для жизни, здоровья, имущественных ценностей гражданина, для состояния окружающей среды при соблюдении стандартных условий их перевозки, хранения, уничтожения. У потребителя есть право на то, чтобы предмет не наносил вреда в течение срока его использования. Если точные сроки годности отсутствуют, норма действует в течение 10-ти лет с момента передачи товара или работы потребителю.
У потребителя есть право получать актуальные, достоверные сведения о следующем:
По ст. 8 Закона о защите прав потребителей, при оформлении соглашений купли-продажи и соглашений об услугах, выполняемых работах все сведения должны доводиться до потребителя в понятном и доступном формате.
У потребителя есть право на возмещение убытков при обнаружении недостатков товара, работы или услуги, при предоставлении неверных или неполных сведений о приобретаемых благах, а также при наличии в договоре пунктов, ущемляющих потребительские права.
Кроме того, потребитель может потребовать возмещения вреда в форме выплаты неустойки и компенсации морального вреда.
По общему правилу, убытки должны возмещаться в полном объеме, не учитывая размер неустойки или пени, установленной законом или соглашением. Уплата неустойки и компенсация убытков не освобождают контрагента от выполнения имеющихся у него обязанностей в натуральном выражении.
У покупателя есть право на возмещение в полной мере вреда, причиненного жизни, состоянию здоровья, имущественным ценностям в результате недостатков продукции. То же самое правило действует в отношении услуг и работ.
Аналогичное право возникает при отсутствии актуальных и достоверных сведений о предмете договора. Если в соглашение были включены положения, ущемляющие потребительские интересы и повлекшие ущерб, все это также должно быть компенсировано в полном объеме.
Если у покупателя не получилось добиться реализации своих прав в претензионном порядке, у него возникает право обратиться в судебный орган — данное право регулируется ст. 17 Закона о защите прав потребителей. В какой суд можно обратиться? У потребителя есть несколько вариантов на выбор:
Если судья удовлетворит исковые требования, продавец или исполнитель также будет должен выплатить потребителю штраф в объеме 50 процентов от общей суммы требований.
Также у потребителей есть право отправлять заявления в Роспотребнадзор, контролирующий данную сферу на государственном уровне. Перечислим основные полномочия этого органа:
У граждан есть право объединяться в специальные ассоциации и союзы, у которых есть целый ряд возможностей:
Таким образом, потребители наделены широким рядом прав и возможностей в сфере защиты своих интересов в претензионном и судебном порядке.
© 2025, Адвокатский кабинет 3176 «Контора адвоката Воробьева А.С.», зарегистрированный в Адвокатской палате Московской области