Москва

ул. Острякова, д. 3, оф. 317

+7(915) 370-00-60

WhatsApp/Telegram

+7(495) 106-80-60

Бесплатный звонок

Каковы права потребителя?

Каковы права потребителя

Законодательство предоставляет потребителям широкий ряд прав и инструментов для защиты своих интересов. При возникновении разногласий с продавцом или поставщиком услуг многие граждане интересуются, какой закон о правах потребителя действует в России. На сегодня эта сфера регулируется ГК РФ и Федеральным законом №2300-1.

Итак, какие права имеет потребитель? Прежде всего, у потребителя есть право на покупку продукции, услуг и работ надлежащего качества, на безопасность приобретаемых благ, на получение актуальной информации о продукции и производителе, на возмещение убытков.

В этой статье вы можете найти:

Кто относится к потребителям

В преамбуле Закона РФ №2300-1 указано, что потребителями выступают граждане, у которых есть намерение купить, заказать продукцию, услуги или работы в личных нуждах, то есть без ведения предпринимательской деятельности. То есть у потребителей есть ряд характерных признаков, а именно:

  • статус физического лица с гражданством;
  • наличие контрагента – продавца, поставщика услуг, производителя;
  • намерение купить или заказать продукцию, работы, услуги или непосредственная реализация этих намерений;
  • цель такой покупки – удовлетворение личных, семейных, бытовых потребностей без коммерческой подоплеки.

Права потребителей товара

Перечислим основные права потребителя, которые он может реализовать в ходе покупки товаров или заказа определенных работ и услуг.

Получение надлежащего качества товара, работы или услуги

Это значит, что гражданин может извлекать из предмета заявленные потребительские характеристики. Любая продукция или услуги должны соответствовать тем свойствам, о которых заявляет контрагент. Если предмет покупки не имеет конкретного описания, он должен быть пригоден для задач, для которых он обычно предназначен (статья 4 Закона о защите прав потребителей). В противном случае у потребителя возникнет права требовать от продавца или исполнителя:

  • проведения ремонтных работ, технического обслуживания продукции;
  • замены некачественного изделия на продукцию с надлежащим качеством;
  • уменьшения цены на продукцию при выявлении недостатков, о которых контрагент не уведомлял;
  • устранения недостатков на безвозмездной основе;
  • отказа от выполнения условий договора и возврата денег.

Безопасность продукции

Приобретаемые потребителем товары, работы, услуги должны быть безопасны для жизни, здоровья, имущественных ценностей гражданина, для состояния окружающей среды при соблюдении стандартных условий их перевозки, хранения, уничтожения. У потребителя есть право на то, чтобы предмет не наносил вреда в течение срока его использования. Если точные сроки годности отсутствуют, норма действует в течение 10-ти лет с момента передачи товара или работы потребителю.

Получение информации

У потребителя есть право получать актуальные, достоверные сведения о следующем:

  • продукция, услуги, их основные потребительские характеристики, соответствие техническим нормативам, цена, особенности приобретения;
  • гарантийный срок, период службы или годности, правила надлежащей эксплуатации;
  • производитель и продавец, их регистрационные, контактные данные, лицензионные документы, часы работы;
  • сроки для предъявления претензий при обнаруженных недочетах.

По ст. 8 Закона о защите прав потребителей, при оформлении соглашений купли-продажи и соглашений об услугах, выполняемых работах все сведения должны доводиться до потребителя в понятном и доступном формате.

Возмещение убытков

У потребителя есть право на возмещение убытков при обнаружении недостатков товара, работы или услуги, при предоставлении неверных или неполных сведений о приобретаемых благах, а также при наличии в договоре пунктов, ущемляющих потребительские права.

Кроме того, потребитель может потребовать возмещения вреда в форме выплаты неустойки и компенсации морального вреда.

По общему правилу, убытки должны возмещаться в полном объеме, не учитывая размер неустойки или пени, установленной законом или соглашением. Уплата неустойки и компенсация убытков не освобождают контрагента от выполнения имеющихся у него обязанностей в натуральном выражении.

У покупателя есть право на возмещение в полной мере вреда, причиненного жизни, состоянию здоровья, имущественным ценностям в результате недостатков продукции. То же самое правило действует в отношении услуг и работ.

Аналогичное право возникает при отсутствии актуальных и достоверных сведений о предмете договора. Если в соглашение были включены положения, ущемляющие потребительские интересы и повлекшие ущерб, все это также должно быть компенсировано в полном объеме.

Защита в суде, на государственном и общественном уровне

Если у покупателя не получилось добиться реализации своих прав в претензионном порядке, у него возникает право обратиться в судебный орган — данное право регулируется ст. 17 Закона о защите прав потребителей. В какой суд можно обратиться? У потребителя есть несколько вариантов на выбор:

  • по месту расположения компании или месту проживания индивидуального предпринимателя;
  • по месту проживания потребителя;
  • по месту заключения или исполнения потребительского договора.

Если судья удовлетворит исковые требования, продавец или исполнитель также будет должен выплатить потребителю штраф в объеме 50 процентов от общей суммы требований.

Также у потребителей есть право отправлять заявления в Роспотребнадзор, контролирующий данную сферу на государственном уровне. Перечислим основные полномочия этого органа:

  • организация контрольных закупок, в том числе во внеплановом формате;
  • принятие мер по предотвращению нарушений;
  • привлечение лиц к ответственности в административном порядке;
  • защита потребительских прав в судебных органах;
  • разъяснения по вопросам законодательства в этой сфере.

У граждан есть право объединяться в специальные ассоциации и союзы, у которых есть целый ряд возможностей:

  • проведение независимых экспертиз по качеству и безопасности продукции;
  • общественный контроль за соблюдением потребительских интересов;
  • передача в прокуратуру материалов о необходимости привлечения к ответственности продавцов или производителей;
  • обращение в судебные органы для защиты групп граждан, в том числе неопределенного круга лиц-потребителей.

Таким образом, потребители наделены широким рядом прав и возможностей в сфере защиты своих интересов в претензионном и судебном порядке.

Задать бесплатно вопрос по теме статьи

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Facebook
VK
OK
WhatsApp
Telegram
0
Задать бесплатно вопрос?x